- Статья 213 1 Регулирование отношений, связанных с банкротством граждан
- Статья 213 2 Процедуры, применяемые в деле о банкротстве гражданина.
- Статья 213 3 Возбуждение производства по делу о банкротстве гражданина
- Статья 213 4 Заявление гражданина о признании его банкротом
- Статья 213 5 Заявление конкурсного кредитора или уполномоченного органа о признании гражданина банкротом
- Статья 213 6 Особенности рассмотрения обоснованности заявления о признании гражданина банкротом
- Статья 213 7 Опубликование сведений в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина
- Статья 213 8 Собрание кредиторов в случае банкротства гражданина
- Статья 213 9 Финансовый управляющий
- Статья 213 10 Особенности правового положения кредиторов,требования которых обеспечены залогомимущества гражданина.
- Статья 213 11 Последствия введения реструктуризации долгов гражданина
- Статья 213 12 Порядок представления проекта плана реструктуризации долгов гражданина.
- Статья 213 13 Требования к гражданину, в отношении задолженности которого может быть представлен план реструктуризации его долгов.
- Статья 213 14 Содержание плана реструктуризации долгов гражданина.
- Статья 213 15 Документы, прилагаемые к плану реструктуризации долгов гражданина.
- Статья 213 16 Одобрение собранием кредиторов проекта плана реструктуризации долгов гражданина.
- Статья 213 17 Рассмотрение арбитражным судом плана реструктуризации долгов гражданина.
- Статья 213 18 Основания для отказа в утверждении арбитражным судом плана реструктуризации долгов гражданина.
- Статья 213 19 Последствия утверждения плана реструктуризации долгов гражданина.
- Статья 213 20 Внесение изменений в план реструктуризации долгов гражданина по инициативе гражданина и продление срока исполнения указанного плана.
- Статья 213 21 Внесение изменений в план реструктуризации долгов гражданина по инициативе собрания кредиторов.
- Статья 213 22 Завершение исполнения плана реструктуризации долгов гражданина.
- Статья 213 23 Отмена плана реструктуризации долгов гражданина.
- Статья 213 24 Решение арбитражного суда о признании гражданина банкротом.
- Статья 213 25 Имущество гражданина, подлежащее реализации в случае признания гражданина банкротом и введения реализации имущества гражданина.
- Статья 213 26 Особенности реализации имущества гражданина.
- Статья 213 27 Порядок удовлетворения требований кредиторов гражданина.
- Статья 213 28 Завершение расчетов с кредиторами и освобождение гражданина от обязательств.
- Статья 213 29 Пересмотр определения о завершении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина и возобновление производства по делу о банкротстве гражданина.
- Статья 213 30 Последствия признания гражданина банкротом.
- Статья 213 31 Особенности прекращения производства по делу о банкротстве гражданина в связи с заключением мирового соглашения.
- Статья 213 32 Особенности оспаривания сделки должника- гражданина.
§ 5. Внесудебное банкротство граждан
Статья 223 2 Статья 223.2. Заявление гражданина о признании его банкротом во внесудебном порядке
Статья 223 3 Статья 223.3. Размещение в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве сведений о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке
Статья 223 4 Статья 223.4. Последствия включения сведений о гражданине, подавшем заявление о признании его банкротом во внесудебном порядке, в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве
Статья 223 5 Статья 223.5. Прекращение процедуры внесудебного банкротства гражданина
Статья 223 6 Статья 223.6. Освобождение гражданина от обязательств по завершении процедуры внесудебного банкротства гражданина
Статья 223 7 Статья 223.7. Бесплатность процедуры внесудебного банкротства гражданина
Особенности банкротства физических лиц
С 2015 года в России к институту банкротства юридических лиц добавился его аналог для физических. За прошедшие годы он развился и распространился. Сохранив некоторые общие с собратом черты, банкротство физ. лиц (БФЛ) получило и ряд особенностей.
Неимущим гражданин может стать не только из-за лени или безработицы. Иногда к столь плачевному результату приводит его активное участие в финансово-материальных операциях.
Если отсутствие средств для оплаты своих обязательств заставляет вас задуматься о процедуре БФЛ, данная статья расскажет об ее порядке. Для ситуаций повышенной сложности можно использовать помощь юриста соответствующего профиля.
- Хотите разобраться, но нет времени читать статью? Юристы помогут
- Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажете
- С этим вопросом могут помочь 113 юристов на RTIGER.com
Решить вопрос >
Институт банкротства физических лиц
Если заемщик не может выполнить свои долговые обязательства, с точки зрения права он становится несостоятельным. Как и для организации, для гражданина в таком случае может наступить состояние банкротства. Разумеется, если обстоятельства дела будут соответствовать нужным положениям законодательства.
Третий пункт 1 статьи Федерального Закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» разрешает применять для банкротства ФЛ положения, касающиеся аналогичного процесса для организаций.
В том числе применяются пункты о порядке конкурсного распределения имущества, возможности частичного удовлетворения кредиторских требований и другие правила.
Поэтому физическое лицо признается банкротом исключительно по судебному решению. Рассмотрение дела может начинаться по заявлению должника. При этом физ. лицо уплачивает госпошлину в размере 300 рублей. Сразу оговоримся, что этим расходы потенциального банкрота на процедуру не ограничатся.
В результате арбитражного судопроизводства неспособность полного исполнения гражданином его обязательств перед кредиторами или по выплате в бюджет квалифицируется как его банкротство.
Вышеуказанный законодательный акт объединяет в гражданском банкротстве три вида: для ИП, КФХ и собственно физического лица. Последний вид действует с 1998 года. В 2018 г.
вступили в силу изменения по последствиям признания несостоятельности ФЛ, которых коснемся ниже.
Признаки несостоятельности ФЛ
Пределом, после которого можно вести речь о наличии признаков несостоятельности физического лица, считается 3-месячная просрочка исполнения обязательств перед государством или кредитором. Кроме того, суд принимает к сведению:
- конкретный период, в который должник не выполнял обязанности по кредиту или внесению платежа;
- сопоставление размера задолженности и стоимости имущества должника;
- сумму долга.
Для возбуждения дела о БФЛ необходимо наличие следующих условий:
- прекращение платежей;
- просрочка от 30 дней в сумме от 10% всех обязательств;
- недостаточность стоимости имущества для покрытия задолженности;
При отсутствии у должника имущества, которое можно реализовать, кроме перечисленного, необходимо наличие оконченного исполнительного производства. В случае, когда о банкротстве объявляет сам должник, совокупная сумма требований должна превышать 10 000 руб.
У кредитора есть право на обращение в арбитраж при сумме общего долга от полумиллиона рублей. Такой же долг, согласно п. 1 ст. 213.4 того же закона, обязывает должника самостоятельно писать заявление в суд.
На языке права признание несостоятельности на основании недостатка имущества для исполнения денежных обязательств в полной мере называется принципом неоплатности. Отсутствие возможности у заемщика выполнения платежа кредитору — принципом неплатежеспособности.
Основания по первому принципу достаточно сложно подтвердить. Главным образом потому, что это является сложной задачей и занимает много времени. А недобросовестный банкрот может воспользоваться этим временем для нанесения дополнительного убытка кредитору.
Гораздо удобнее второй вариант. Установить неспособность заемщика выплачивать кредит несравненно легче. Именно поэтому его чаще используют.
Судебное производство по делу о БФЛ
Такое производство осуществляет арбитражный суд. Обращаться с заявлением об открытии дела вправе само физическое лицо, его кредиторы, а также гос. структура, облеченная соответствующими полномочиями. Исключение составляют лица, выступающие с требованиями о возмещении ущерба здоровью или жизни, о принудительном взыскании алиментных выплат.
Все категории, лишенные такого права, для предъявления своих требований должны дожидаться состоявшегося признания банкротства должника. Зато их требования остаются в силе даже по окончании данного процесса. Об этом гласит 203 статья 127-го ФЗ.
Следующая статья того же нормативного акта (204) позволяет должнику представить суду план погашения задолженности. В этом приложении к заявлению должны быть отражены:
- планируемый период погашения;
- ежемесячная сумма, выделяемая на выплаты долга;
- ежемесячная сумма, необходимая для жизнеобеспечения должника и его иждивенцев.
Для утверждения судом такого плана нужно согласие кредиторов. Принятие дает возможность приостановить судебное производство на период до 90 дней. В ходе осуществления плана по обоснованному ходатайству какой-либо стороны он может быть изменен.
Коррекции может подвергнуться время осуществления или размер денежных средств. При выполнении плана и, вследствие этого, полном погашении обязательств дело о банкротстве прекращают.
Производство по делу о БФЛ может приостанавливаться после поступления информации о получении должником наследства. Пауза длится до решения вопроса о наследстве в законном порядке.
Также должник может просить отложения дела (на срок до 30 дней) для расчета по долгам или попытки соглашения с кредиторами. В случае неисполнения обоих намерений должник признается несостоятельным, и начинается распределение его имущества по конкурсу.
Виды процедур БФЛ
После признания несостоятельности физического лица есть три варианта процедуры банкротства:
- вышеупомянутая конкурсная реализация подлежащего ей имущества;
- заключение мирового соглашения;
- реструктуризация выплаты долга, если это не влечет за собой банкротство.
Последний вариант обусловлен соответствием должника следующим критериям:
- наличие источника получения дохода;
- отсутствие наказания за правонарушения в экономической сфере;
- отсутствие решения суда о несостоятельности в течение 5 предыдущих лет;
- отсутствие решения суда о реструктуризации долга на протяжении 8 лет.
Кроме того, закон предусматривает такую процедуру как «наблюдение». При такой форме имущество банкрота подлежит аресту, за исключением того, которое подпадает под действие 446 статьи Гражданско-процессуального Кодекса и 1 пункта 205 статьи ФЗ №127.
Впрочем, согласно пунктам 2 и 3 статьи 205 последнего нормативного акта, суд может не подвергать взысканию и другое имущество по своему усмотрению.
Порядок погашения задолженности
Закон о банкротстве рассматривает порядок погашения обязательств банкрота перед кредиторами в статье 213.27. Так, в ее 6 пункте установлено, что считается погашенной задолженность, которую не погасили по причине нехватки реализуемого имущества.
Вследствие этого по окончании расчетов должник считается свободным от дальнейших претензий, включая и те, которые не были выставлены во время процедуры. Такое право ему дает 3 пункт статьи 213.28 все того же законодательного акта.
Однако для того чтобы воспользоваться таким послаблением, ответчику необходимо, чтобы были соблюдены условия:
- отсутствие правонарушений в ходе этого судопроизводства;
- отсутствие актов предоставления суду ложных сведений или непредоставления необходимых данных;
- отсутствие незаконных действий в ходе процедуры (злостного уклонения от уплаты долга, получения денег путем мошенничества и т.п.).
Как уже упоминалось выше, независимо ни от чего остаются в силе претензии, неразрывно связанные с личностью истца.
В качестве примера таковых мы уже приводили: компенсацию ущерба для здоровья и жизни, задолженность по алиментным выплатам и т.п. (2 пункт 212 статьи 127-го ФЗ).
Последствия признания БФЛ
Уже в процессе выплат по реструктуризации долга банкрот обязан информировать заинтересованные стороны о наличии плана погашения задолженности. Имеется в виду — при оформлении кредита, покупки с рассрочкой и пр. Также, в соответствии со статьей 213.30 127-го Закона, банкрот не вправе:
- до истечения 5 лет скрывать свою несостоятельность при получении кредитов;
- В течение такого же срока после реализации имущества подавать в суд заявление о несостоятельности;
- в течение 3 лет занимать руководящие и управленческие должности;
- 10 лет — занимать аналогичные должности в кредитно-финансовой организации;
- 5 лет — руководить негосударственными пенсионными фондами, страховыми компаниями, микрофинансовыми организациями и т.п.
- Последние три ограничения обусловлены тем, что факт банкротства гражданина однозначно исключает для него соответствие требованиям деловой репутации.
- Источники:
- О несостоятельности (банкротстве)
Закон №127-ФЗ «О финансовой несостоятельности»: содержание, изменения, последствия процедуры банкротства для физических лиц
ФЗ-127 «О финансовой несостоятельности» регулирует такой важный аспект, как процедура признания субъекта неплатежеспособным, или банкротом. Данный нормативно-правовой акт детализирует ключевые положения Гражданского кодекса по указанной проблематике.
Структура и содержание ФЗ-127
В ФЗ-127 определены основания для признания гражданина банкротом. В нем установлен порядок расчетов должника с кредиторами, в том числе правила взыскания и очередность погашения задолженности.
Действующая редакция закона с учетом поправок 2015 года позволяет заявлять о своем банкротстве:
Согласно изменениям, вступившим в силу с октября 2015 года, банкротиться разрешили и рядовым гражданам.
Ранее законодательно допускалось объявлять о банкротстве только физлицам со статусом ИП. В законе появилась обновленная 10 глава, которая посвящена банкротству физических лиц.
Рассматриваемый нормативно-правовой акт состоит из 12 глав и 233 статей. В первой главе приводятся общие положения закона о несостоятельности, определяются права сторон процесса в процессе признания несостоятельности или взыскания задолженности.
Во второй главе описываются предупредительные меры для предупреждения банкротства. Третья глава регулирует особенности судебного разбирательства дел о банкротстве в арбитраже.
Последующие главы содержат особенности применения процедур наблюдения, внешнего управления, финансового оздоровления и конкурсного производства. Стоит отметить, что данные процедуры не распространяются на физлиц, они характерны только для компаний. Рядовые граждане могут пройти только процедуру реструктуризации или реализации имущества в ходе дела о банкротстве.
Отдельные главы посвящены мировому соглашению между сторонами и особенностям признания финансовой несостоятельности отдельных категорий должников. В законе также есть переходные и заключительные положения.
Основополагающие нормы
Основополагающие нормы в отношении банкротства граждан приводятся в главе 10 закона в ст. 213.1-213.32.
ФЗ-127 имеет обширную область регулирования. Рассмотрим наиболее важные положения закона о банкротстве:
- Физлицо может быть признано банкротом только по решению арбитражного суда (обычные мировые и районные суды этими делами не занимаются). Юрисдикция определена в ст. 6 ФЗ-127.
- Закон определяет порядок банкротства: лицо может быть признано финансово несостоятельным исключительно в судебном порядке. Банки, налоговые инспекции, МФО и различные юрлица не имеют полномочий о признании лица несостоятельным.
- В ст. 8 указаны случаи, когда физлицо наделено правом на подачу заявления о признании собственной финансовой несостоятельности, а также когда это является его непосредственной обязанностью.
- Ст. 33 закрепляет права кредитора по инициации процедуры банкротства, но условия для его обращения жестко регламентированы, а перечень возможных оснований – исчерпывающий.
- В ст. 158 прописана возможность заключения мирового соглашения между сторонами.
- Законом установлены признаки банкротства. К ним относят задолженность в размере от 500 тыс. р., наличие просрочки продолжительностью от 90 дней.
- Отдельные положения указывают на случаи, когда вводится процедура реструктуризации долга, а когда – реализации имущества (законом установлены только две возможные процедуры в отношении физлиц). После того как вырученные суммы покрывают задолженность, то физлицо более не считается должником перед кредиторами (ст. 213).
- Закон содержит перечень последствий признания физлица банкротом и последствия для гражданина с момента прохождения первого заседания по делу.
- В ст. 213.30 предусмотрена обязанность физлица об уведомлении финансовых учреждений о своем банкротстве. Также законодательно введен запрет на инициацию нового дела о несостоятельности от того же лица по его заявлению.
- Закон определяет обязанности и полномочия финансовых управляющих в ходе процедуры банкротства. Они вправе подавать ходатайства, управлять финансовыми активами, проверять должников на добросовестность и фиктивность, собирать кредиторов и подводить итоги.
Изменения в законе
За время действия ФЗ-217 в него неоднократно вносились изменения, но никакие кардинальные правки зафиксированы не были.
Так, когда закон о банкротстве физлиц вступил в силу, то размер вознаграждения для финансовых управляющих составлял 10 тыс. р.
, но в июне 2016 года он был пересмотрен для повышения заинтересованности профессиональных управляющих в процедуре признания несостоятельности физических лиц (ранее от них поступали жалобы о том, что размер вознаграждения не соответствует возложенной ответственности).
Теперь вознаграждение для финансовых управляющих установлен в размере 25 тыс. р. за одну процедуру. Также размер премиальных при реализации имущества для управляющего составляет не 2%, а 7%. При этом начиная с 2017 года, в Налоговый кодекс были внесены поправки: госпошлина для физлиц была уменьшена в 20 раз: с 6000 р. до 300 р. (ранее размер госпошлины для физических и юридических лиц был единым).
Достаточно ожидаемым изменением в процедуру признания несостоятельности является введение упрощенного банкротства для граждан с относительно небольшими долгами. Но такие изменения в ФЗ-127 пока имеют статус законопроекта. Согласно ему, упрощенное банкротство будет доступно для граждан при задолженностях до 700 тыс. р. и при количестве кредиторов не более 10.
Сроки для упрощенной процедуры составят до 120 дней. К участию в банкротстве можно будет не привлекать управляющего. Инициатива о старте процедуры сможет исходить только от самого должника.
Еще одна предложенная инновация законодателями – возложить функции по юридическому консультированию и подготовке заявлений для начала процедуры банкротства на специалистов МФЦ.
Таким образом, существенных изменений в 127-ФЗ не вносилось.
Как применяется закон о банкротстве физических лиц
Банкротство, или финансовая несостоятельность представляет законную возможность гражданам раз и навсегда избавиться от проблемной задолженности. По сути, это реабилитационная процедура для граждан, оказавшихся в сложной финансовой ситуации и имеющих большие долги.
Законодательно установлены следующие основания для признания лица банкротом:
- Наличие задолженности в размере 500 тыс. р.
- Просрочка по кредитным обязательствам от 90 дней.
Указанные причины являются условными: за гражданами закреплено право на инициацию собственного банкротства, если у них есть основания полагать, что они не смогут более погашать свои долговые обязательства. Конкретные обстоятельства законом не указаны, суды принимают решение об обоснованности инициации процедуры несостоятельности гражданином самостоятельно.
Стоит отметить, что во многих источниках требования к гражданам-банкротам по 127-ФЗ трактуются не совсем верно: здесь говорится, что для подачи заявления на банкротство долг должен превысить 500 тыс. р.
Но из ст. 213.6 127-ФЗ можно сделать вывод, что присутствуют и другие предпосылки признания физлица несостоятельным:
- Если заемщик прекратил расчеты с кредиторами.
- Если суммарная стоимость принадлежащего имущества должнику меньше суммы задолженности.
- Более 10% от всех обязательств и обязанностей должника не было исполнено им в период более месяца с предполагаемой даты для погашения долга.
- У должника вовсе отсутствует какое-либо ценное имущество в собственности.
Процедура признания гражданина банкротом предполагает прохождение следующих этапов:
- Должник или его кредиторы подают заявление о признании лица банкротом в Арбитражный суд по месту своего жительства. К заявлению прилагаются подтверждающие документы по сумме долга, причинах ухудшения материального состояния физлица, принадлежащей ему собственности, размеру доходов и пр.
- Назначается дата первого судебного заседания.
- Выбирается финансовый управляющий. В своем заявлении физлицо может указать на кандидатуру управляющего или же указать на СРО, членом которого тот будет. Без финансового управляющего процедура банкротства невозможна. Это не должно быть заинтересованное лицо в отношении кредиторов или самого банкрота.
- Суд вводит в отношении должника одну из процедур: реструктуризации или реализации имущества. При наличии у банкрота стабильных источников дохода, которые имеют документальное подтверждение, суд может назначить процедуру реструктуризации, и дальнейшая процедура будет опираться на нормы ст. 213.11-23 127-ФЗ. Реструктуризация предполагает разработку и утверждение в отношении должника комфортного графика погашения задолженности сроком до 3 лет. Если гражданин добросовестно перечислит все платежи по графику и закроет долги, то до этапа реализации дело не дойдет, и он не получит статус банкрота и все связанные с ним негативные последствия. Но указанный этап может быть пропущен, и суд вправе сразу перейти к реализации имущества.
- По результатам продажи принадлежащего должнику имущества формируется денежная масса, которая идет на погашение задолженности перед кредиторами. Средства распределяются финансовым управляющим с учетом установленной законом очередности.
- После прохождения процедуры реализации имущества физлицо признается банкротом, а остаток задолженности с него списывается. Процедура может завершиться полным или частичным погашением обязательств перед кредиторами.
Стороны дела о банкротстве
Любая процедура признания финансовой несостоятельности затрагивает широкий круг лиц. К сторонам дела о банкротстве физического лица с учетом положений ст. 34 можно отнести:
- Должник – физическое лицо, у которого образовалась задолженность по финансовым обязательствам и отсутствует возможность для их обеспечения.
- Кредиторы – организации и учреждения, перед которыми у потенциального банкрота имеется задолженность. Это могут быть банки, управляющие компании, микрофинансовые организации и физические или юридические лица, которые дали денег в долг должнику по гражданско-правовому договору или по расписке.
- Уполномоченные органы. Это бюджетные учреждения, перед которым у должника есть долги по налоговым платежам.
- Финансовый управляющий. Ему по нормам закона отводится важная роль в ходе процедуры банкротства: контроль за сделками, оценка должника на признаки фиктивного или преднамеренного банкротства, организация и проведение торгов, отчетность перед судом о завершении отдельного этапа процедуры и пр.
Стоит отметить, что инициатива о признании физлица банкротом может исходить как от самого должника, так и от конкурсного кредитора или уполномоченного органа. На это указывает п. 1 ст. 213.3 ФЗ-127.
Порядок реализации имущества
Нужно учитывать, что дела о банкротстве не сводятся только к прохождению процедуры реализации имущества для погашения обязательств перед кредиторами. Суд может ввести этап реструктуризации задолженности, или стороны могут подписать мировое соглашение.
Реализация имущества гражданина выступает крайней мерой процедуры финансовой несостоятельности. Она вводится в отношении должника в следующих случаях:
- У него отсутствуют постоянные доходы или их размер настолько мал, что он не позволяет вносить ежемесячные платежи (после них у должника остаются на проживание деньги в размере менее прожиточного минимума).
- Никто из сторон не предоставил план реструктуризации в установленные сроки.
- Гражданином были допущены неоднократные нарушения графика реструктуризации.
- Судом не был утвержден предложенный график (он был необоснованным, содержал ошибки и пр.).
- Собрание кредиторов приняло отрицательное решение
Федеральный закон N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
Добро пожаловать на сайт Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», который будет полезен, в первую очередь, студентам и аспирантам юридических вузов. Здесь вы найдёте полный текст действующей редакции закона со всеми изменениями на 2022 год и комментарии к статьям.
Размещенные в образовательных целях цитаты из комментариев, находящихся в свободном доступе в открытых источниках сети Интернет, могут быть удалены по просьбе автора.
Переход к любой статье закона осуществляется через оглавление на главной странице, навигационную цепочку или систему поиска.
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» регулирует достаточно важную в хозяйственной деятельности тематику – признания субъекта отношений неплатежеспособным (банкротом).
- Этот нормативный акт детализирует основные положения Гражданского кодекса РФ, определяя основания для того, чтобы признать должника банкротом, сам порядок такого признания, возможные механизмы для того, чтобы предупредить это состояние у должника.
- Если должник признаётся банкротом, то законом устанавливается, как должны производится все процессы, связанные с расчётами между должником и его кредиторами, включая порядок взыскания долга или другие сопутствующие отношения.
- В действующей редакции этого закона с учётом последних изменений круг лиц, на которых могут распространяться его предписания, включает как юридических, так и физлиц (последние могут не являться индивидуальными предпринимателями).
Закон «О банкротстве физических лиц» от 1 октября 2015 года
Нормы Закона «О банкротстве», которые заработали с 01.10.2015, определяют возможность признания банкротом простого физического лица (не ИП).
Что важно знать:
- Физическое лицо может быть признано банкротом арбитражным судом. Обычные суды этой тематикой не занимаются (cт.6 Закона);
- Закон описывает ситуацию, когда физическое лицо имеет право обратиться в суд для признания себя банкротом, а когда это — его непосредственная обязанность (ст. 8 Закона);
- Кредитор тоже может обратиться в суд, но условия его обращения регламентированы чётко, и перечень является исчерпывающим (ст. 33 Закона);
- Суд использует процедуру реструктуризации долга физического лица. Закон позволяет заключение мирового соглашения между сторонами (ст. 158 Закона);
- Признание физического лица банкротом приводит к реализации его имущества через процедуру торгов. Когда вырученные суммы покрывают задолженность — физическое лицо больше не считается должником (ст. ст. 213-26, 213-27 Закона);
- Физическое лицо после признания его банкротом обязано уведомлять финансовые учреждения, с которыми планирует вести экономические отношения, о данном факте. Также новое дело о банкротстве с участием того же лица не может быть начато по его заявлению (ст. 213-30 Закона).
Кроме перечисленных основных нововведений, закон предполагает их нюансы в соответствующих специальных статьях (кроме упомянутых норм речь идёт о ст. ст. 56, 60, 160, 213, 214-1, 223). Также, этот вопрос регламентируется 230 статьей со всеми примечаниями (ч. с 1 по 32).
Структура закона
Нормативный акт состоит из 12 глав и 233 статей. Первая глава, которая очерчивает общие положения закона, даёт определения прав должников и кредиторов в границах процесса признания банкротства/взыскания долгов.
Глава вторая описывает меры предупреждения несостоятельности должника, а третья – регулирует особенности разбирательства дела о банкротстве в арбитражном суде.
Последующие главы определяют особенности процедур наблюдения, внешнего управления, финансового оздоровления и конкурсного производства. Отдельная глава касается мирового соглашения и особенностей банкротства отдельных категорий должников. Присутствуют также переходные и заключительные положения.
Кому важно знать закон
Поскольку действующая редакция закона теперь распространяется и на физических лиц (т. е.
обычных граждан) в части признания их банкротами, то с положениями этого закона будет полезно ознакомиться каждому, кто состоит в отношениях «должник-кредитор» на основании любых договоров.
Нужно отметить, что теперь даже лица, не являющиеся ИП и не имеющие задолженностей по закрытому ранее ИП, могут подпадать под урегулированные этим законом процедуры.
Гражданин может быть признан неплатежеспособным или банкротом, после чего его имущество подлежит реализации решением суда. Последствием признания гражданина в таком статусе может стать и запрет на выезд за пределы страны.
Отдельное внимание закон уделяет такому ранее не урегулированному состоянию как рассмотрение дела о неплатежеспособности/банкротстве в случае смерти должника.
Признание банкротом гражданина имеет для него и другие последствия. Так, о данном факте он обязан сообщать в случае принятия обязательств по займам или кредитам. Закон также предполагает назначение для имущества гражданина финансового управляющего (им выступает арбитражный управляющий по делу).
Нужно отметить, что дело о банкротстве гражданина может быть разрешено мировым соглашением или реструктуризацией долга, а не только реализацией его имущества для оплаты обязательств перед кредиторами.
Что гражданам нужно иметь в виду, так это то, что возможность инициировать процедуру признания их банкротами можно только при соблюдении определённых условий. Сумма задолженности должна составлять не менее 0,5 млн рублей и обязательства по таким суммам не были выполнены в течении трёх месяцев.
Текст ФЗ №127 «О несостоятельности (банкротстве)»
Налоговый кодекс (НК РФ) 2022Закон «Об образовании в Российской Федерации» 2022
Полезные документы и материалы
Закон о банкротстве физических лиц (127-ФЗ). Суть, поправки, новые положения в году | ЗиП
Принятие в 2015 году изменений в законе о банкротстве физических лиц было обусловлено кризисом, накоплением непосильных долгов и бедственным положением многих россиян.
Благодаря вступлению в силу новых положений 127-ФЗ (изменения от 1 октября 2015 года), любой человек теперь может обанкротиться через арбитражный суд, а с сентября 2020 — и через МФЦ. По окончании процедуры банкрот получает судебное определение о списании долгов.
Разберемся, что из себя представляет закон о банкротстве физлиц и как избавиться от задолженности.
Как работает Федеральный закон № 127-ФЗ о банкротстве физлиц
Несмотря на открытую дорогу к банкротству, не все физические лица могут стать некредитоспособными официально — для этого необходимо соответствовать определенным требованиям. Законодатель четко определил круг тех, кто может стать банкротом, и тех, кто обязан обратиться за признанием своей финансовой несостоятельности.
- Банкротство физических лиц через обращение в Арбитражный суд вправе признать граждане, у которых сложились следующие обстоятельства:
- накопились долги от 500 тысяч рублей (или меньше — в этом случае решение о начале процедуры остаётся на усмотрение судьи);
- в предшествующие подаче заявления 5 лет человек не банкротился;
- наступили обстоятельства, которые повлекут фактическое банкротство физлица в ближайшее время;
- имущества должника недостаточно для расчетов с кредитором;
- у должника нет денег, чтобы погашать ежемесячные платежи по кредитам.
- От какой суммы долга можно обратиться в суд? Большое значение придается размеру долга, с которым можно обратиться с заявлением в суд: реализовать свое право на банкротство гражданин может с любой задолженностью. Однако затраты на процедуру делают ее целесообразной при долге не меньше 350 тысяч рублей.
- Банкротство необходимо признать, если:
- задолженность достигла порога 500 тысяч рублей;
- просрочки по кредитам длятся больше 3-х месяцев.
Важно понимать, что избегание банкротства в состоянии, когда все признаки неплатежеспособности физического лица очевидны, чревато последствиями. Предусмотрены штрафы и другие санкции.
Хотя закон действует не так давно, уже накопилось достаточно дел о банкротстве физ. лиц, чтобы говорить об определенных тенденциях в этой сфере.
Приведем статистику за 2020 год. Если в 2016 году (первый год действия закона) в судах было зарегистрировано чуть более 30 тысяч дел о признании банкротства физических лиц, то за 2020 год зафиксировано около 80 тысяч заявлений. Это говорит о большой востребованности процедуры банкротства среди населения страны.
По данным Федресурса, на 100 000 граждан РФ приходится 84 фактических банкрота, многие из которых боятся идти в суд для установления своего статуса на законных правах, хотя это серьезно облегчило бы им жизнь. На начало 2019 года некредитоспособных граждан в России насчитывалось около 750 тысяч человек.
Тенденция обращаться в арбитражные суды для установления факта финансовой несостоятельности среди простых граждан неуклонно растет. По статистике, почти в 90% случаев в суды обращаются сами должники, остальные 10% приходятся на кредиторов и официальные органы (например, ИФНС), которые также имеют право потребовать признать должника неплатежеспособным.
Несмотря на утвержденный законом порядок, не все дела о финансовой несостоятельности физических лиц идут по одному сценарию. Возможно проведение одной из трех процедур банкротства:
- Реализация имущества гражданина — основная процедура, суть которой заключается в официальном признании человека банкротом. В процессе из собственности должника формируется конкурсная масса, которая распродается на торгах. Вырученные денежные средства идут на раздачу долгов. Даже если денег не хватило, процедура заканчивается списанием задолженностей.
- Реструктуризация долгов — реабилитационная процедура, позволяющая восстановить платежеспособность человека и разбить возврат долга на срок до 3 лет. Сводится к составлению обновленного платежного графика для должника.
- Мировое соглашение — примирительный процесс, в ходе которого должник самостоятельно договаривается с кредиторами о порядке и суммах погашения долгов. Судебное банкротство в таком случае прекращается.
Проще всего разрешить проблему с долгами путем мирового соглашения. Однако не всегда получается выбрать именно этот путь — не все кредиторы согласны пойти на уступки.
В большинстве дел о несостоятельности граждан арбитражный суд выносит решение о применении процедуры реализации имущества в отношении банкрота. Назначенный финуправляющий оценивает собственность должника и организует торги для получения средств на погашение задолженностей.
Не стоит забывать, что в результате объявления физлица банкротом списываются не все долги. За должником остаются обязательства по выплате заработной платы наемным сотрудникам, если таковые имеются. То же самое касается возмещения вреда (физического и морального). Аналогичным образом не получится списать задолженность по алиментам.
Если физическое лицо было официально признано банкротом, это не проходит бесследно. Помимо внесения информации о процедуре в кредитную историю и лишения ценного имущества в ходе реализации, бывший должник получает ряд ограничений.
После списания долгов последствия банкротства заключаются в следующих запретах:
- на повторное признание своей финансовой несостоятельности в течение ближайших 5-ти лет;
- на оформление новых кредитов без информирования кредитора о статусе банкрота (тоже 5-ти лет);
- на занятие руководящих должностей в организациях (директора, управляющего) в течение 3-х лет.
Внесудебное банкротство: реальность 2022 года
На фоне представленной тенденции законодатели решили проблему доступности процедуры: был разработан закон, который позволил уменьшить сроки банкротства и снизить его стоимость.
Речь идет о внесудебном банкротстве, благодаря которому с 1 сентября 2020 года у должников появилась возможность обращаться в МФЦ по поводу своего банкротства, минуя суд.
Процедура позволяет пройти банкротство людям с долгами от 50 тысяч рублей. Теперь вынужденные неплательщики могут избежать накопления больших задолженностей и относительно быстро разрешить проблемы с кредиторами.
Статья 223.2. Заявление гражданина о признании его банкротом во внесудебном порядке
(введена Федеральным законом от 31.07.2020 N 289-ФЗ)
- Гражданин, общий размер денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей которого (без учета предусмотренных абзацем четвертым пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона), в том числе обязательств, срок исполнения которых не наступил, обязательств по уплате алиментов и обязательств по договору поручительства независимо от просрочки основного должника, составляет не менее пятидесяти тысяч рублей и не более пятисот тысяч рублей, имеет право обратиться с заявлением о признании его банкротом во внесудебном порядке, если на дату подачи такого заявления в отношении его окончено исполнительное производство в связи с возвращением исполнительного документа взыскателю на основании пункта 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (независимо от объема и состава требований взыскателя) и не возбуждено иное исполнительное производство после возвращения исполнительного документа взыскателю.