Подводя итоги уходящего года, можно сказать, что год был непростой во всех смыслах, и в законодательном плане в том числе. Из более или менее позитивных: 2020 –й ввел банкротство граждан через МФЦ. Что еще обещает нам год грядущий в сфере банкротства?
Пока готовили изменения в части введения внесудебного упрощенного банкротства, Правительство РФ вынесло на обсуждение новый законопроект, кардинально меняющий Закон № 127-ФЗ.
Три группы банкротов
Законопроект, который предлагает ввести Правительство РФ весной 2021 года, меняет весь механизм банкротства.
Вводятся новые понятия, все должники распределяются по нескольким группам, а реализацию имущества предлагается проводить через маркетплейсы. Большая часть изменений, конечно, относится к банкротам-предпринимателям и банкротам-юридическим лицам.
Но и для граждан-должников, планирующих подавать на банкротство, также есть несколько важных изменений. Подробнее о них ниже.
Первое, что предлагает сделать законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации – это переименовать Закон «О банкротстве» в Закон «О реструктуризации и банкротстве».
Далее принципиально новым моментом законопроекта является деление всех должников на группы по доходам, всего их три:
- 1 группа – это физические лица, а также организации и ИП, чей доход за предыдущий год не превысил 800 млн. руб., а стоимость активов не превышает 300 млн. руб.
- 2 группа – предприниматели и организации, если их доход составит от 800 млн. руб. до 2 млрд. руб.
- 3 группа – организации и предприниматели с доходом от 2 млрд. руб.
В принципе, для граждан-должников группа, к которой его относят, имеет значение лишь в части назначения управляющих и, как следствие, указания в заявлении о банкротстве новой информации.
В заявлении законопроект призывает указывать не СРО, из числа членов которого будет назначаться управляющий (этот пункт предполагается исключить), а группу, к которой будет относиться СРО, которое может вести дела должников 1 группы.
Ввиду того, что и СРО управляющих тоже будут квалифицировать по группам, граждане при подготовке заявления однозначно будут путаться, СРО какой группы они надо указывать.
Новые стадии банкротства
Еще одно значимое нововведение законопроекта – изменение стадий банкротства (ликвидация некоторых, ранее непопулярных). Опять-таки, в той редакции законопроекта, в какой его анализировал автор при написании статьи, физических лиц и ИП это нововведение не коснется. Стоит отметить, что и проект закона об упрощенном банкротстве граждан дважды кардинально «перекраивался».
Но на данной стадии обсуждения законопроекта, как и раньше, для физических лиц будут предусмотрены три возможные стадии – реструктуризация долгов, мировое соглашение и реализация имущества.
А вот банкротство юридических лиц, предполагается, вести посредством только реструктуризации долгов, конкурсного производства и мирового соглашения, в новом варианте закона наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления не будет.
Платить придется больше. Или меньше
Важные изменения ожидаются в размере вознаграждения управляющих, усматривается тенденция к удорожанию услуг арбитражных управляющих, опять же, в зависимости от группы, к которой отнесен должник.
Так, законопроект предлагает, что должник обязан будет платить в качестве вознаграждения финансовому управляющему:
- 100 000 руб. должен будет заплатить в качестве вознаграждения финансовому управляющему должник 1 группы,
- 300 000 руб. должен будет заплатить в качестве вознаграждения финансовому управляющему должник 2 группы,
- 500 000 руб. должен будет заплатить в качестве вознаграждения финансовому управляющему должник 3 группы.
Изменяется также и размер дополнительного вознаграждения арбитражных управляющих (процентов):
- 10% – при стоимости реализованного имущества до 1 млн. руб.;
- 7% – при стоимости реализованного имущества от 1 до 10 млн. руб.;
- 5% – при стоимости реализованного имущества от 10 до 100 млн. руб.;
- 2% – при стоимости реализованного имущества свыше 100 млн. руб.
*в настоящее время дополнительное вознаграждение в процентах составляет 7% при любой стоимости реализованного имущества.
Отсюда следует, что с принятием нового закона списать долги станет дороже.
Планируемая реформа законодательства о банкротстве: обзор основных идей
Обсуждение необходимости серьезной корректировки Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон № 127-ФЗ) вышло на новый «виток» в марте прошлого года, когда Минэкономразвития России опубликовало на федеральном портале проектов нормативных правовых актов многостраничный – представители профессионального сообщества называют его мегазаконопроектом – законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ID: 02/04/03-20/00100272; далее – Законопроект). Это не первая версия документа: разные редакции проекта рассматривались, например, Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства еще в 2015 и 2016 годах. Однако есть основания предполагать, что работа над Законопроектом все-таки будет доведена до логического завершения. Эксперты отмечают, что представленная в прошлом году версия является более проработанной по сравнению с предыдущими и объединяет в себе большинство обсуждаемых в последние годы инициатив в сфере банкротства, в том числе о расширении возможностей для реабилитации организаций-должников, находящихся в сложном финансовом положении, пересмотре правил проведения торгов при банкротстве, об изменении очередности удовлетворения требований кредиторов. Кроме того, на прошлой неделе глава государства поручил Правительству РФ обеспечить доработку и завершение согласования Законопроекта в месячный срок (подп. «а» п. 2 Перечня поручений Президента РФ от 8 марта 2021 г. № Пр-366).
Поскольку Законопроект точно будет корректироваться и до внесения в Госдуму, и в процессе его рассмотрения нижней палатой парламента, рассматривать его во всех подробностях пока нецелесообразно, но тезисно обозначить некоторые из предлагаемых изменений – самые обсуждаемые или спорные – все же стоит.
Сразу оговоримся, что за основу взята более поздняя – последняя из размещенных в публичном доступе – версия Законопроекта, которую в конце декабря прошлого года Минэкономразвития России направило на экспертизу в Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее – Совет по кодификации)1.
Главные нововведения
Первое из наиболее существенных изменений, предусмотренных Законопроектом, – отказ от фактически не работающих на практике реабилитационных процедур: наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления – по данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве (ЕФРСБ), за 2020 год было проведено всего 200 таких процедур, тогда как количество конкурсных производств составило около 10 тыс. – с исключением положений о них из Закона № 127-ФЗ и введение новой процедуры: реструктуризации долгов должника – юридического лица.
Появление такой реабилитационной процедуры, вводимой на срок до четырех лет с возможным продлением еще на четыре года (по решению собрания кредиторов), предусматривающей разные варианты управления должником в период реструктуризации: сохранение полномочий по избранию и прекращению полномочий руководителя и иных органов управления за учредителями (участниками) должника, возложение таких полномочий на антикризисного управляющего, переход этих полномочий к собранию или комитету кредиторов, образование двух единоличных исполнительных органов путем их избрания учредителями должника и собранием кредиторов и распределение полномочий между ними, а также разных способов восстановления платежеспособности должника, единогласно поддерживается экспертным сообществом. При этом предлагаемый порядок ее проведения, судя по всему, требует дополнительного обсуждения.
Например, Совет по кодификации считает, что необходимо предусмотреть возможность утверждения плана реструктуризации долгов решением суда в случае, когда ни один из предложенных планов реструктуризации не одобрен собранием кредиторов.
Это простимулирует кредиторов, не стремящихся к установлению такой процедуры в связи с тем, что она в любом случае будет связана с изменением сроков, порядка и объема исполнения обязательств должника, обсуждать и утверждать наиболее реалистичный план реструктуризации, не дожидаясь «навязывания» какого-то из вариантов в судебном порядке.
РСПП в свою очередь предлагает дополнить Законопроект положением об обязательном согласовании с должником плана реструктуризации, разработанного иным лицом, – согласно проекту право разрабатывать план предоставляется, помимо организации-должника, конкурсным кредиторам, уполномоченным органам, антикризисному управляющему, учредителю или участнику должника, представителю работников должника и третьим лицам, в том числе органам власти и местного самоуправления, – до его вынесения на рассмотрение собранием кредиторов. Таким образом должник сможет оценить целесообразность использования процедуры реструктуризации в своем деле.
Планируется согласно Законопроекту реформирование еще одного не эффективно работающего по действующим нормам механизма, а именно, торгов по продаже имущества должника (ст. 139 Закона № 127-ФЗ) – по статистике, более 90% торгов в банкротстве завершаются реализацией имущества посредством публичного предложения.
Предлагается, во-первых, систематизировать все нормы, связанные с продажей имущества должника, и объединить их в одной главе, во-вторых, детализировать особенности реализации разных видов имущества и правила организации и проведения торгов, в том числе электронных.
При этом положение о возможности проведения торгов посредством публичного предложения планируется в принципе исключить из Закона № 127-ФЗ, и эта идея также поддерживается профессиональным сообществом.
Эксперты «АГ» прокомментировали законопроект о комплексной реформе банкротства в России
Как стало известно «АГ», Минэкономразвития доработал законопроект о внесении изменений в Закон о банкротстве. 15 января ведомство направило его в Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленную палату и Общероссийскую общественную организацию «Деловая Россия».
«Общая направленность изменений – это, во-первых, ужесточение требований к арбитражным управляющим, видимо, в целях искоренения практики назначения управляющих, лояльных к должникам и заинтересованным кредиторам, а во-вторых, попытка расширить правовой инструментарий для более полного удовлетворения требований кредиторов», – полагает адвокат МКА «Вердиктъ», арбитр Хельсинкского международного коммерческого арбитража Юнис Дигмар.
В пояснительной записке к почти 500 страницам поправок сказано, что их цель – комплексное реформирование института банкротства.
«Действующее законодательство предусматривает недостаточно эффективные механизмы реабилитационных процедур, которые редко применяются на практике и редко заканчиваются восстановлением платежеспособности должников.
Большинство дел о банкротстве возбуждается на стадии, когда исчерпаны все иные меры по взысканию задолженности и имущество должника практически в полном объеме реализовано в ходе исполнительного производства. Сами должники не рассматривают процедуры банкротства как способ решения своих финансовых проблем», – указало министерство.
Отмечается, что законопроект направлен в том числе на расширение применения «реабилитационных механизмов» в отношении юрлиц и предусматривает новую вариативную процедуру – реструктуризацию долгов. Минэкономразвития предлагает отказаться от наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления и ограничиться одной реабилитационной и одной ликвидационной процедурой.
«Несмотря на законодательное ограничение срока на проведение наблюдения, на практике оно может длиться намного дольше.
Поскольку наблюдение не предусматривает активных мероприятий, данная процедура только затягивает срок банкротства конкретного должника и увеличивает размер текущих платежей к нему.
Предлагаемые изменения должны помочь сохранить действующие хозяйственные субъекты и увеличить их шансы на восстановление платежеспособности», – считает юрист банкротного направления юридической фирмы VEGAS LEX Валерия Тихонова.
По мнению адвоката, советника юридической фирмы Dentons Марии Михеенковой, реструктуризация – очередная попытка борьбы с почти чисто «ликвидационной» направленностью института банкротства в России. «Будет ли она работать на практике – большой вопрос. Такие процедуры предусмотрены и сейчас, однако финансовое оздоровление и внешнее управление применяются исчезающе редко», – заметила она.
Минэкономразвития в пояснительной записке обратило внимание на то, что предусматриваются «совершенствование очередности и возможность субординации требований кредиторов и обеспечения залогом требований по обязательным платежам, создание новых механизмов, касающихся корпоративных управляющих для отдельных категорий должников и спасения бизнеса должника, в том числе посредством совершенствования инструментария замещения его активов».
«То, что ранее мы видели лишь в обзорах судебной практики высшей судебной инстанции, регулирующих вопросы субординации требований кредиторов, теперь предлагается узаконить», – указал Юнис Дигмар.
По мнению Валерии Тихоновой, поправки о субординации требований отвечают тенденциям правоприменительной практики по защите прав независимых добросовестных кредиторов.
«Законодательное требование принципа субординации облегчит процесс доказывания необходимости понижения очередности требований аффилированных лиц (например, относительно требований по компенсационному финансированию).
Предложенная норма при этом предусматривает исключения из общих правил о субординации, что обеспечит дополнительную защиту добросовестных лиц, предоставивших финансирование для улучшения финансовой ситуации должника, без цели ущемления интересов независимых кредиторов», – полагает юрист.
Министерство также предлагает реформировать процесс определения СРО и арбитражных управляющих: предусмотрены балльная оценка и случайный выбор организаций и управляющих. Изменения затрагивают обязательные требования к СРО, обучение и экзамен арбитражных управляющих.
«Участникам дела о банкротстве станет сложнее контролировать арбитражных управляющих. В то же время государственное регулирование их деятельности ужесточится.
“Баллы арбитражных управляющих”, “группы должников” и другие многочисленные подобные нововведения вызывают беспокойство, так как налицо явная формализация и, возможно, чрезмерное зарегулирование сферы», – указала Мария Михеенкова.
Проектом предполагается, что построение очередности требований кредиторов будет обусловлено характером обязательств: «Так, например, расчеты с лицом, привлеченным к субсидиарной ответственности, в том числе по его обратному требованию, производятся после расчетов с лицом, чьи требования не связаны с такой ответственностью». Именно поэтому требования, которые не связаны с наличием таких обстоятельств, предлагается сделать приоритетными, объяснило министерство.
«В целях снижения расходов на проведение торгов, их ускорения и минимизации случаев признания торгов несостоявшимися предусматриваются раскрытие сведений о формировании и реализации конкурсной массы в единой информационной системе о торгах, изменение в части определения начальной цены продажи имущества должников и новый механизм проведения торгов, в ходе которых в рамках одной процедуры торги будут идти на повышение цены, затем, при отсутствии заявок, цена будет снижаться до поступления первого предложения о цене, после чего торги снова будут идти на повышение», – описывает реформу торгов министерство. Кроме того, оно предлагает отказаться от торгов в форме публичного предложения и изменить требования к электронным площадкам. «Включение в закон более детального регулирования ряда институтов, в частности торгов и финансового анализа должника, можно оценить положительно. Это может способствовать правовой определенности», – считает Мария Михеенкова.
По мнению Минэкономразвития, арбитражным управляющим необходимо разрешить рассматривать обоснованность требований кредитора и устанавливать их в соответствующем реестре.
«Принятие законопроекта будет способствовать сокращению сроков и издержек на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, повышению их эффективности и увеличению размера погашения требований кредиторов, а также защите интересов должников, испытывающих временные трудности, но имеющих возможность восстановить свою платежеспособность при предоставлении необходимых для этого правовых инструментов», – считает министерство.
Рассмотрение поправок о формировании реестра требований кредиторов арбитражными управляющими застопорилосьЗапланированное в рамках весенней сессии второе чтение проекта так и не состоялось, при этом перед одним из пленарных заседаний, на котором депутаты собирались обсудить законопроект, в Госдуму поступил отрицательный отзыв правительства
Мария Михеенкова заметила, что вернуть арбитражным управляющим возможность включать требования кредиторов в реестр вместо судов предлагают не в первый раз. «Это должно разгрузить суды и для очевидных требований выглядит вполне оправданным. В то же время вызывают опасения возможные злоупотребления.
Остальным кредиторам и иным участникам дела о банкротстве при такой системе будет сложнее защитить свои права, невзирая ни на какие публикации информации. Мы прекрасно можем видеть это на примере банкротств кредитных организаций, для которых такой порядок применяется уже давно.
Процедура становится более формальной и закрытой, возрастает роль усмотрения арбитражного управляющего, затрудняется доступ к правосудию, – подчеркнула адвокат.
– В законопроекте предприняты попытки снизить эти риски, и, вполне вероятно, вред действительно будет минимизирован, однако полностью это проблему не решит».
Изменения в законе о банкротстве в 2021-2022 — читайте от Финэксперт
В 2022 году будут внесены изменения в закон о банкротстве. Большая часть нововведений коснётся юридических лиц, но и «физикам» есть на что обратить внимание.
Последние изменения в законе о банкротстве, которые уже приняты
1 сентября 2020 вступил в силу ФЗ №289, разрешивший гражданам банкротиться во внесудебном порядке, без привлечения финансового управляющего и бесплатно. Условия для применения такой процедуры:
- Сумма долга не меньше 50 и не более 500 тысяч рублей;
- В отношении гражданина нет действующих исполнительных производств – и минимум одно исполнительное производство окончено в связи с п. 4 ч. 1 статьи 46 229-ФЗ (нет имущества, которое можно взыскать).
Если эти признаки имеют место, физлицо может подать заявление в МФЦ. В документе нужно перечислить всех кредиторов и сумму обязательств перед ними. МФЦ проведёт проверку, опубликует сведения о банкротстве, а спустя 6 месяцев долги будут списаны.
Подробнее про упрощенное банкротство физических лиц можно прочитать здесь.
Какие именно новые изменения внесут в закон о банкротстве в 2022?
Проект изменений в закон о банкротстве №127-ФЗ был предложен Минэкономразвития ещё весной 2020. На данный момент он уже опубликован на федеральном портале проектов НПА: положительное экспертное заключение получено, поэтому ожидается, что в течение года законопроект вступит в силу.
Всех должников разделят на три группы
Основанием для разделения станут доходы, а также находящиеся в распоряжении банкротящегося лица активы. Сами группы выглядят следующим образом:
- Физлица, ИП и компании, получившие за предыдущий год доход менее 800 миллионов рублей и обладающие имуществом, стоимость которого не превышает 300 миллионов рублей;
- Предприниматели и компании, доходы которых попадают в категорию от 800 до 2000 миллионов рублей;
- Юридические лица и ИП, доход которых превышает два миллиарда рублей.
Группа будет учитываться при назначении конкурсного управляющего и расчёте стоимости процедуры.
Стоимость судебного банкротства вырастет
Новый проект устанавливает следующие суммы вознаграждения для управляющего:
- Должник 1 группы – 100 000 рублей;
- 2 группы – 300 000 рублей;
- 3 группы – 500 000 рублей.
Сейчас физлица (будут отнесены к первой группе) платят фиксировано 25 000 рублей за каждую процедуру и, как правило, ограничиваются всего одним действием: реализацией активов.
То есть, расходы на управляющего для граждан вырастут в 4 раза. В целом банкротство по 127-ФЗ станет сложнее и дороже.
Рекомендуем либо провести процедуру до вступления нового проекта в силу, либо признать себя несостоятельным в принятом с последними изменениями внесудебном порядке.
Ограничение онлайн-операций и уплата НДС: что изменится с 1 октября
В октябре в России вступают в силу новые законодательные изменения. Среди них — окончание срока действия моратория на банкротство, новые правила уплаты НДС при получении электронных услуг и ограничения для инвесторов.
Мораторий на банкротство
1 октября заканчивается срок действия моратория на возбуждение дел о банкротстве граждан и компаний, который был введен на фоне санкций против России и повышения ключевой ставки 1 апреля.
Как заявил министр экономического развития Максим Решетников, от его продления было решено отказаться. При этом правительство готово обсуждать возможные исключения с профильными ведомствами.
Ограничение онлайн-операций
С 1 октября граждане смогут самостоятельно устанавливать запрет на онлайн-операции в банке (например, на переводы или онлайн-кредитование), а также ограничивать максимальную сумму трансакции. Отменить этот запрет можно будет в любое время. Мера призвана помочь в борьбе с мошенниками, сообщается на сайте Государственной думы.
Ускорение перевода средств в казначейство
С 1 октября сокращаются сроки перевода банками денежных средств на единый казначейский счет при внесении платежей в бюджетную систему РФ. Таким образом повышается исполнительская дисциплина в бюджетном процессе.
Оценка рисков компаний и ИП
С 1 июля заработала система «Знай своего клиента», в которой банки разделяют всех клиентов по степеням риска и на основе этого принимают решения об объеме разрешенных операций.
С 1 октября начинают действовать ограничения для компаний или ИП из «красной» зоны: если в течение шести месяцев они не реабилитируют себя через ЦБ, то их ликвидируют.
Подписаться на Банки.ру в Telegram
Уплата НДС
С 1 октября вступают в силу новые правила уплаты НДС при получении электронных услуг. Если электронные услуги оказываются иностранными поставщиками организациям и ИП, то последние начнут уплачивать НДС в качестве налоговых агентов. При оказании электронных услуг физлицам иностранные организации продолжают исчислять НДС самостоятельно.
Полис ОСАГО
С 1 октября владелец полиса ОСАГО должен будет письменно уведомлять страховую компанию о смене собственника автомобиля. Сведения об уничтожении машины будут подтверждаться документами ГИБДД о снятии транспортного средства с учета после утилизации.
Ставки по вкладам
С 1 октября банки будут обязаны указывать гарантированную ставку по вкладу. Информацию будет необходимо писать на первой странице договора, на сайтах и в точках продаж.
Ограничения для инвесторов
С 1 октября Банк России ограничивает продажу ценных бумаг «недружественных» стран неквалифицированным инвесторам для снижения санкционных рисков. Брокеры не должны будут исполнять их поручения о приобретении таких ценных бумаг, если в результате сделки их доля в портфеле превысит 15%.
Перевод пособий на карту «Мир»
26 октября список пособий, которые можно получать только на карту «Мир», пополнится. В него добавят выплаты малоимущим гражданам, которые установлены законом «О государственной социальной помощи», субсидии и компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, ежегодные выплаты почетным донорам.
Локо-Банк обновил тарифы для бизнеса и запустил акцию в юанях
Изменения в законе о банкротстве физических лиц
Главная/Статьи по банкротству физических лиц
Не успели граждане оценить поправки о внесудебном списании долгов, как на очереди новые изменения в законе о банкротстве физических лиц. Их планируется ввести с пакетом поправок к банкротству компаний и ИП. Разбираемся, чего ждать от нововведений о банкротстве физлиц.
Новое в действующей редакции закона о банкротстве
Бесплатная процедура в МФЦ
Начнем с главного — изменения в 2020 году позволили объявить себя банкротом без суда. Речь идет о списании долгов через МФЦ. Бесплатная процедура доступна:
- гражданам с долгами в пределах 50–500 тысяч рублей,
- если исполнительные производства закрыты за невозможностью взыскания.
Эти изменения работают с 1 сентября 2020 года, и пока практики по оспариванию, отмене, других негативных последствий внесудебного банкротства не зафиксировано. Банкротство без суда длится 6 месяцев, и проводится бесплатно в МФЦ.
Инструменты и оборудование разрешили продавать за долги
Это важное изменение, которое ухудшило права должников и развязало руки приставам и банкам. Раньше ст. 446 ГПК запрещала забирать оборудование — единственный источник дохода. Это могла быть техника, станки и даже машина или лодка.
Законом от 23.11.2020 № 378-ФЗ внесены поправки в статью 446 ГПК РФ. Теперь стоимость профессиональных инструментов, на которые не обращается взыскание, снизилась со 100 МРОТ (чуть больше 1 200 000 рублей) до 10 тысяч рублей.
Теперь не получится сохранить автомобиль, дорогие станки, инструменты и механизмы при взыскании долгов через ФССП и при банкротстве, объявив их источником дохода.
Какие поправки так и не были приняты
В прошлом году, как и за предыдущие 5 лет, разрабатывались, но были отклонены поправки в закон о банкротстве, разрешающие продать единственное жилье банкрота. Банки упорно лоббируют проект, по которому:
- дорогие и элитные объекты недвижимости будут продавать при банкротстве физ.лица;
- взамен будет покупаться жилье согласно минимальным санитарно-гигиеническим требованиям (это от 13 до 18 кв. м. на человека — нормативы отличаются в разных регионах).
Однако законодатели и Верховый суд РФ защищают граждан — судебная практика запрещает продавать единственное жилье, каким бы дорогим оно не было, а депутаты отклонили проект банковского лобби.
Об актуальной судебной практике мы рассказываем в разделе Новости.
Также правовая комиссия не пропустила законопроект № 1027487-7 об уменьшении запрета на повторную регистрацию предпринимателей-банкротов. Согласно проекту изменений в 127-ФЗ, он с 5 лет мог снизиться до 3 или даже 2 лет.
Но комиссия усмотрела в нем ущемление прав для граждан, в отношении которых срок запрета на занятие руководящие должностей остался прежним. Проект не прошел дальше первого чтения.
Какие изменения ждут банкротов в 2022 году
Предложенные в 2022 году поправки затронут не только физических лиц, но и организации.
Федеральный закон №127-ФЗ будет называться «О реструктуризации и банкротстве».
В банкротстве организаций не будет финансового оздоровления и внешнего управления. При банкротстве физических и юридических лиц будут проводить одни и те же процедуры:
- реструктуризация долгов
- реализация имущества.
Должников разделят по доходам
Новый закон о банкротстве физических лиц и организаций поделит должников на 3 категории с учетом размеров их доходов:
- В первую категорию войдут граждане, а также ИП и организации, чей годовой доход не превышает 800 млн рублей, а имущество стоит менее 300 млн рублей.
- Во вторую категорию войдут ИП и компании с доходом в пределах 800–2000 млн рублей.
- Третья категория будет состоять из организаций и ИП, годовой доход которых от 2 млрд рублей.
Эти изменения в закон о банкротстве в 2022 году приведут к удорожанию стоимости признания финансовой несостоятельности для физлиц и предпринимателей. В то время как организациям, наоборот, можно будет сэкономить на банкротстве.
Стоимость банкротства для физлиц возрастет
Изменения в закон о банкротстве физических лиц делят банкротов на группы, и для каждой установлен индивидуальный размер вознаграждений финансовому управляющему (арбитражному управляющему).
Что планируют законодатели:
- банкротам из первой категории (то есть физ.лицам) придется заплатить управляющему 100 тысяч рублей. Напомним, сейчас ставка финуправляющего 25 тыс. рублей за процедуру;
- размер платежа для банкротов второй категории составит 300 тысяч рублей;
- банкротам третьей категории придется заплатить арбитражному управляющему 500 тысяч рублей.
Также новый проект закона предусматривает изменение размера вознаграждения арбитражного управляющего за проведение реализации имущества. Сейчас это 7% от вырученных денег. После вступления поправок вознаграждение управляющего будет зависеть от стоимости имущества должников:
- до 1 млн рублей — 10%;
- от 1 до 10 млн рублей — 7%;
- от 10 до 100 млн рублей — 5%;
- более 100 млн рублей — 2%.
Стоит признать, новые изменения в законе №127-ФЗ не несут ничего хорошего для физических лиц — стоимость банкротства возрастет на 75 тысяч рублей. А если есть имущество для продажи (машина, дача, гараж, катер), то и процент, который он будет удерживать с выручки, вырастет.
- Вы рассказываете о своей проблеме, задаете вопросы;
- Юрист уточняет необходимые сведения, анализирует ситуацию, рассказывает варианты развития событий;
- Вместе выбираете выгодный вариант — банкротство, рефинансирование, просто жалоба на коллекторов или банк;
- Юрист рассказывает, как подготовиться, где взять документы, и что делать, в вашем случае.
Подробнее
- Проверка и фиксация долгов и производств в ФССП, оценка имущества и оспоримости сделок за 3 года
- Составление заявления и списка кредиторов
- Подача заявления о банкротстве в МФЦ по доверенности
- Работа с банками и коллекторами — уведомление об отказе от взаимодействия, жалобы в прокуратуру и в ФССП при нарушениях
- Представление интересов юристом в случае возражений со стороны кредиторов
- Через полгода получение в МФЦ решения о признании вас банкротом и списании долгов.
Подробнее
- Составление заявления о банкротстве
- Сбор необходимых документов
- Госпошлина и вознаграждение арбитражного управляющего
- Представление интересов юристом на судебном заседании по введению процедуры банкротства
- Полное сопровождение процедуры банкротства финансовым управляющим
Подробнее
Финуправляющих будут назначать по-другому
Поправки в закон о банкротстве поделят арбитражных управляющих на 3 группы, соответствующих группам банкротов, и введут балльную систему рейтинга. Она затронет как финуправляющих, так и саморегулируемые организации (СРО). Рейтинг СРО будет зависеть от суммы баллов участников этой организации.
Создадут специальный Государственный регистр арбитражных управляющих, в котором будут храниться сведения о баллах. Новые изменения в закон о банкротстве введут иную схему выбора финуправляющих, исключающую, по задумке законотворцев, их договорные назначения:
- В Регистре размещают сведения о банкротстве физического лица, ИП или организации.
- СРО делают ставки, используя имеющиеся у них баллы.
- Система автоматически рассчитывает средний балл для участия, затем отсеет СРО с низкими ставками.
- Из оставшихся участников выбирается случайная СРО, из членов которой и будет назначен финуправляющий.
Сейчас должники сами выбирают СРО для своей процедуры, что дает возможность заранее согласовать кандидатуру опытного и порядочного финуправляющего. По новому закону в заявлении нужно будет только указать на группу СРО (для физ.лиц — первая группа), а кандидат будет выбираться абсолютно рандомно.
Хорошая новость. Чтобы навести порядок и повысить ответственность, Минэкономразвития хочет в 4 раза увеличить размер компенсационных фондов и ограничить число участников СРО.
Торги — новые правила
Новый закон о списании долгов затронет процедуру реализации имущества в части проведения торгов.
Вводится так называемая «голландская схема», когда в пределах одного торгового дня лоты будет торговаться со ставками как на повышение, так и на понижение стоимости. Дополнительно создадут специальные интернет-площадки (маркетплейсы), на которых будут торговаться лоты с имуществом банкротов.
Однако все новое в законе не затронет механизма продажи имущества стоимостью менее 100 тысяч рублей — его финуправляющий также сможет реализовать путем прямых продаж (через Авито и другие ресурсы).
Рекомендуем не ждать вступления поправок в силу и подать на банкротство уже сейчас, пока эта процедура доступна для граждан, и механизм хорошо отработан. Чтобы подготовит четкую стратегию своего банкротства с юристами, позвоните нам или оставьте заявку онлайн.
127-ФЗ (Закон о банкротстве физ. лиц)Банкротство физ. лиц Рассчитать примерную стоимость банкротстваРассчитать стоимость
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Главные нововведения в закон о банкротстве 2021: что изменится для предпринимателей, пенсионеров и малоимущих должников?
14 июн 2021
Госдума рассматривает два законопроекта о реформировании института банкротства. Проект № 1172553-7 затрагивает интересы юридических лиц, проект № 1162228-7 – граждан-должников с низким уровнем дохода (пенсионеров и малоимущих). Многое может измениться в работе арбитражных управляющих.
О главных нововведениях в закон о банкротстве № 214-ФЗ и возможных последствиях для должников, рассказал Управляющий партнер Юридической компании ЭНСО Алексей Головченко.
Реструктуризация вместо реабилитационных процедур: есть ли смысл?
Законопроект предполагает изменение схемы банкротства юридического лица. Вместо наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления будет только реструктуризация. Ликвидация останется и будет вводиться, если в реструктуризации нет смысла или она не приведет к результату.
https://www.youtube.com/watch?v=C-clXL_BFGQ\u0026t=20s
Цель инициатора реформы Минэкономразвития – сократить сроки и издержки процедуры банкротство юридических лиц, одновременно увеличив процент закрытых долгов перед кредиторами. Но будет ли банкротство короче по времени, а нововведения работать на практике так, как предполагают законотворцы? Разберемся в деталях.
В чем суть реструктуризации?
Реструктуризация – это новое название реабилитации юридического лица в рамках банкротства.
Если поправки одобрят, то вместо наблюдения и двух реабилитационных этапов банкротства юридического лица будет только реструктуризация сроком до 4 лет (с возможностью продления).
Добросовестные должники смогут постепенно отдавать долги, рассчитывать на уступки (отсрочку, рассрочку, частичное прощение долга, дисконт) со стороны кредиторов.
Но кроме работы с задолженностью, план реструктуризации может предполагать различные варианты управления фирмой-должником. Например, права по назначению и прекращению полномочий директора могут передаваться антикризисному управляющему, собранию или комитету кредиторов.
Полномочия могут распределяться между руководством должника и кредиторами или передаваться полностью вновь выбранному органу (лицу). То есть фактически руководство должника может полностью потерять контроль над бизнесом и активами.
Кто имеет право разрабатывать и утверждать план реструктуризации?
Составить план реструктуризации может как сам должник или антикризисный управляющий, так и любое заинтересованное лицо: конкурсный кредитор, учредитель, участник или представитель работников должника, органы власти и местного самоуправления. Предварительный план выносится на рассмотрение собранием кредиторов.
В каком порядке будет согласовываться и утверждаться план реструктуризации, если собрание кредиторов не пришло к единому решению, или должник не согласен с планом? Этот момент требует дополнительного обсуждения с Верховным судом, уполномоченными органами и бизнес-сообществом.
Возобновление банкротств, ЭДО, маркировка парфюма: изменения для бизнеса в октябре 2022 года
Со 2 октября 2022 года прекращается мораторий на банкротство, введённый постановлением правительства в марте. Теперь если у юрлица или ИП есть долг, кредитор может подать в суд заявление на банкротство должника. Кредитор — это не обязательно банк. К примеру, это может быть компания, которой не заплатили по договору, или работник, оставшийся без зарплаты, или ФНС, не получившая налоги.
Сначала кредитор должен направить уведомление в реестр банкротств ЕФРСБ о намерении обратиться с заявлением о банкротстве должника — даже если он раньше подавал такое заявление. А через 15 дней можно обращаться в суд.
Ещё будет можно:
взыскивать неустойки за период со 2 октября 2022 года и по дату фактической выплаты долга,
получить долг по исполнительному листу — для этого лучше подать заявление судебным приставам, даже если вы его уже подавали, но исполнительное производство было приостановлено из-за моратория.
После прекращения моратория должники смогут выплачивать дивиденды участникам ООО, а также стоимость долей участникам, которые выходят из юрлица. В период моратория это могли делать только те организации, которые заявили об отказе от моратория.
Банки и ЦБ распределяют бизнес-клиентов на категории рисков по подозрительности операций: низкий, средний и высокий риск. Если юрлицо или ИП отнесли к высокому риску, такое решение можно обжаловать в межведомственной комиссии ЦБ в течение 6 месяцев.
Если компания или ИП не обжалует решение или если комиссия, а затем суд примут отрицательное решение, то ЦБ передаст сведения в налоговую. А та исключит компанию из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, то есть фактически закроет: вести предпринимательскую деятельность будет нельзя. Новые правила действуют с 1 октября (ст. 7.8 Федерального закона № 115-ФЗ).
На самозанятых всё это не распространяется.
Также ответственность предусмотрена за срыв или уклонение от заключения такого контракта. Если лицо уже привлекали за аналогичное нарушение по административному делу, то ему будет грозить:
штраф от 1 000 000 до 3 000 000 рублей или в размере дохода в период от года до трёх лет с лишением права занимать определённые должности до 10 лет, либо
лишение свободы от четырёх до восьми лет со штрафом от 500 000 до 1 000 000 рублей или в размере дохода в период от трёх до четырёх лет с лишением права занимать определённые должности до трёх лет.
Если нарушение нанесло России ущерб на сумму не менее 5% цены контракта, но не менее 5 000 000 рублей, или если не выполнено задание по гособоронзаказу, то лишить свободы могут на срок до 10 лет (Федеральный закон от 24.09.2022 № 365-ФЗ). Поправки вступили в силу с 24 сентября 2022 года.
С 19 сентября действует новая форма заявления Р26001 о прекращении регистрации ИП. В ней появилась сноска к пункту «Подпись заявителя удостоверяю» — для ИП, которые находятся под стражей или отбывают наказание. Новая форма заявления введена для всех — теперь при закрытии ИП нужно использовать её.
Минфин изменил порядок выставления и получения электронных счетов-фактур при участии в госзакупках.
С 1 октября 2022 года поставщики, которые работают с госзакупками, могут подписывать электронные счета-фактуры только в рамках одной информационной системы — единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС).
Новые правила распространяются и на продажу товаров, подлежащих обязательной прослеживаемости. Изменения предусмотрены в приказе Минфина от 28.04.2022 № 64н.